Лев Аннинский. Записки нетеатрала
Родной зверинец
Девяносто лет назад Юрий Олеша надеялся вписаться своей сказкой в бравурную картину революционного переустройства жизни. Не получилось. Напечатали, обругали, отодвинули: не вместились «Три толстяка» в социалистический реализм, как раз тогда обретавший незыблемость доктрины.Ни автор, ни его критики и представить себе не могли, какая блестящая судьба ожидала «Трех толстяков»: переводы на десятки иностранных
языков, непрерывное театральное обновление, непонятно откуда берущаяся актуальность.С триумфом поставлена сейчас эта «Сказка для детей и взрослых» на сцене московской «Сферы». Александр Коршунов добавляет толику мужественной жесткости к эмоциональной глубине стиля Еланской, но стиль — непреложен:
ликующий народный балаган в смеси с неуемной колдовской изобретательностью.Публика в зале визжит от восторга, а иногда замирает, вдумываясь в рассказываемые ей подробности. Я тоже вдумываюсь, хотя герои балаганчика уверяют меня, что им самим ничего не понятно. Стражники атаковали противников. Кто там прав, кто виноват, где бунтари, где ортодоксы, я сообразить не успеваю. Может, это негры дерутся, может, арабы, может, братья-славяне... Тахрир путается с Майданом, сирийский пригород — с Болотной площадью...
Как примирить стороны?
Пирог надо испечь и устроить общую трапезу.
Да какой такой пирог?
— Крема побольше! — подает совет Олеша, повергая меня в экстаз смачностью рецепта. В финале объявлено: всем приговоренным смертный приговор заменяется прижизненным заключением в зверинец.
— Где зверинец?! — ликуют приговоренные.
Я раскрываю объятья:
— Родные мои! Он здесь! Добро пожаловать в наш всечеловеческий зверинец!
Статья Льва Аннинского о спектакле "Три толстяка" в журнале "Юность
Автор: Лев Аннинский
Журнал "Юнесть"