09 мая 2025
"Эшелон" - гимн женщине, которая выжила и выстояла. Зритель видит не фронтовую зону, не подвиги солдат, а простых женщин, которые едут в эвакуацию, ждут с фронта мужей и возлюбленных, спасают детей, преодолевают сложности пути. И автор пьесы, и режиссер спектакля говорят о том, что это тоже подвиг. Этот спектакль - гимн "сестринству", когда чужие люди за две недели пути стали своими, сестрами, родней.
В "Эшелоне" широкая палитра женских образов.
Галина Дмитриевна ( Александра Чичкова ) - островок стабильности и рациональности. Она успокаивает попутчиц, стремится сохранить веру в хорошее. Многим потери еще предстоят, а она уже пережила потерю первого мужа и смогла жить дальше.
Не избежала потерь и героиня Евгении Казариной Маша. В предыдущей войне умерли ее мать и младшая сестра, а за полтора года до Великой Отечественной они с мужем похоронили младшую дочь. Но на протяжении спектакля она старается сохранять очаг их вагона, выполняет обычные женские действия: метет, протирает пыль. Возможно, именно эти простые, рутинные действия дают ей силы. Хотя и она иногда срывается.
Очень объемный, интересный и неоднозначный образ у Екатерины Богдановой. Ее Лавра изначально не вызывает симпатии у зрителя. Она кажется более легкомысленной, чем другие женщины, о ней дурно отзывается свекровь (прекрасная актерская работа Марии Аврамковой). Но по мере развития сюжета мы видим, что Лавра может быть и совсем иной: отчаянной матерью, выкрикивающей угрозы неведомому врагу за то, что он хочет погубить детей, способной медсестрой, добродушной соседкой.
В вагоне есть и мадонна с младенцем - Лена ( Марина Коваль ). Иногда спокойная, иногда отчаянная. Зритель видит весь спектр чувств молодой матери, которая в самое тяжелое время стремится сохранить самое драгоценное и хрупкое - крошечного младенца.
Колоритная семья, состоящая из Тамары (Екатерина Тонгур) - женщины на сносях, ее матери Саввишны (Татьяна Филатова) - шумной, пессимистичной женшины, которая, любя свою дочь и опекая ее, сетует о бытовой неприспособленности последней. Муж Тамары - начальник поезда Есенюк ( Алексей Суренский ). Он руководит составом и делает всё возможное, чтобы довезти людей и оборудование завода к месту новой дислокации. Его отчаянно ревнует жена, на что он ей отвечает, что вдохнуть-выдохнуть некогда.
Все женщины любят своих мужей и возлюбленных, для каждой свой мужчина - самый лучший. Но особенно тяжело переживает разлуку с любимым Катя (Алёна Киселёва). Несмотря на то, что в поезде она не одна, а едет с сыном Никой (Никита Новиков), поначалу присутствие мальчика ее совершенно не утешает. Она не спит все ночи, говорит, что болят даже волосы. Они с мужем никогда надолго не расставались до войны. Уговоры товарок о необходимости продолжать жизнь и даже мимолетная симпатия молодого офицера из другого поезда не способны пробудить ее к жизни и только ближе к концу спектакля она оживает в стремлении помочь другим.
В спектакле есть и свои Ромео и Джульетта. Ива ( Валерия Гладилина ), которая всю жизнь жила одна, готовила и стирала для себя одной, и о здоровье заботилась только для себя, встречает Глухонемого ( Дмитрий Бероев ). И от этой встречи оживают оба. Ива находит того, о ком бы могла заботиться, кому быть нужной, а добродушный, светлый Глухонемой перестает быть лишним и "ничейным". Очень трогательный дуэт.
Интересный образ врача Федора Карлыча ( Михаил Никитин ). Его упрекают в том, что он немец, считают шпионом, хотя его семья живет в России со времен Петра Первого). В поезде нет перевязочных средств и элементарных уколов, но он всеми силами старается выполнять свой врачебный долг.
Приковывает внимание зрителя и Владислава Самохина. Ее Саня - юная девушка, которая хранит тайну первой любви.
Юрка (Арсений Мичурин) - порывистый юноша, который нк может оставаться в стороне, когда идет война.
Хороши и детки, которые находят время для игры и радости даже в военных условиях.
Спектакль масштабный, "сложносочиненный"', густонаселенный. С одного раза не рассмотреть всего, потому что в вагоне одновременно происходит несколько действий, как и в жизни, и зритель волен выбирать, будет ли он наблюдать за главным и более громким лействием, или следить за другими персонажами в это время (а это тоже интеречно). Александру Викторовичу удалось показать эту одновременность жизни, радостных и горестных событий множества людей.
Конечно, в рамках одного отзыва не охватить всех персонажей и героев, как не охватить всех смыслов. Но "Эшелон" заставляет задуматься о силе слабых. О женщинах и детях-старичках на дорогах войны.
Часть ролей в спектакле исполняют разные артисты, а кто-то исполняет в разных составах разные роли. Поэтому "Эшелон" можно смотреть и пересматривать, чтобы постигать глубину и разнообразие жизни и судеб.